В кульминационный день выставки «ИНТЕРТКАНЬ 2024.Осень», которая прошла в рамках Российской недели текстильной и легкой промышленности, состоялся публичный разговор «Бестселлеры текстильного дизайна для бизнеса». Спикерами выступили
Александра Калошина, основатель Solstudio Textile Group, и
София Перина-Миллер, художник, автор мировых текстильных бестселлеров. По итогам мероприятия мы попросили Александру поделиться своим мнением и о плюсах формата интерактивного разговора и о секретах и тонкостях создания текстильных бестселлеров.
– Александра, поделитесь, пожалуйста, впечатлением от формата public talk – как Вам кажется, продуктивно ли прошло общение с аудиторией?
– Публичные беседы предоставляют уникальные возможности для ведения сессии. Гибкость этого формата позволяет подготовиться заранее, создать сюрпризы и для собеседника-соведущего, и для аудитории, а также реагировать на реакцию зала в реальном времени. Это позволяет сделать общение более продуктивным, учитывая разнообразные интересы аудитории.
Кроме того, важно умение балансировать между различными аспектами – например, когда художнику хочется бесконечно рассказывать о творчестве, но аудитория интересуется бизнес-процессами. Это позволяет удовлетворить разные потребности аудитории, обеспечивая ее информацией как о творческой стороне процесса, так и о монетизации и продажах.
– Вы говорили о том, работают ли тренды в текстиле. Очевидно, их «работа» – в коммерческом успехе коллекций. Как оценивать эффективность этой работы трендов?
– Тренды работают, еще как работают! Они аккумулируют, выясняют и уточняют запросы социума, запросы потребителя. В этом и есть их работа. В свою очередь, аналитические компании, включая аналитиков моды, играют важную роль в определении и адаптации трендов.
Они выросли из студии текстильного дизайна, их работа включает создание рисунков тканей, затем создание самой ткани и только потом производство одежды. Мы только показали зимнюю коллекцию 2025–2026 года, а уже рисуем коллекцию лета 2026-го и разрабатываем зиму 2026–2027. Текстильный художник вынужден быть впереди всех!
Благодаря аналитическим компаниям и исследованиям трендов текстильная индустрия может успешно адаптироваться к изменяющимся потребностям и оставаться конкурентоспособной.
Вот хороший пример: два сезона мы жили с трендом ярко-зеленого, неоново-зеленого цвета как вспомогательного, оттеняющего. А в 2024 году одна из американских певиц выпустила диск Bread c обложкой в кислотно-зеленом цвете, что пришлось по вкусу публике. Потребитель уже был к этому готов, хорошо воспринял его. Этот цвет стал популярным, даже появились хэштеги, вдохновленные диском.
Также несколько лет назад вышла сага о вампирах «Сумерки». Все были увлечены этой сагой, и в моду тут же вошел темно-красный, насыщенный цвет. В блогах обсуждали, что такое «кровь вампира», а этот тяжелый красный цвет уже стал популярным и ассоциировался с кровью.
Таким образом, тренды играют важную роль в формировании моды и в успешном коммерческом успехе коллекций, а их эффективность оценивается по способности соответствовать запросам общества и создавать востребованные и актуальные дизайны.
Есть запрос на эзотерику, мистицизм (это остается с нами с постковидных времен) – мода отзывается на это. Если Илон Маск постоянно запускает в космос новые летательные аппараты и вводит в элитах моду на космический туризм, то тема внеземных миров, звездных странников, загадочных вселенных по-прежнему будет оставаться актуальной и в текстильных мотивах. Сама жизнь задает эти тренды, в нашей отрасли они уже «отзываются эхом».
– Александра, какие точки зрения существуют среди художников на вопрос о «новом черном цвете»?
– На самом деле нет больших социальных изменений, ярких или однотонных, просто огромные возможности для рисунков на ткани. Потому что, как всегда, моду определяет не только общество, но и промышленность.
Общество положительно отзывается на яркие рисунки. Сейчас, в период мирового поликризиса, когда мы хотим порадовать себя, обновиться и отвлечься, яркие цвета и рисунки вполне уместны.
Моду в текстильном мире на самом деле далеко не художники формируют. Способность производить различные ткани – вот что определяет моду. Те, кто занимается текстильным производством, определяют моду. Копнем глубже: те, кто производит станки для текстильной промышленности, – вот пионеры-прародители всех трендов текстильного дизайна. Что они смогут производить, с тем и будет мир работать.
Например, когда появился жаккардовый станок, у нас появился новый этап. Теперь с развитием цифровой печати мы видим яркие, насыщенные рисунки не только на подиумах, но и везде. Годовой прирост тканей с цифровой печатью составляет около 15% в год, это мировая тенденция.
– На публичном разговоре была затронута тема продаж за рубежом и правил игры экспортеров. Как Вам показалось по отклику аудитории, насколько это актуально сейчас для отечественных производителей?
– Тема очень отзывалась всем собравшимся на нашем мероприятии. Рассмотрение ее прошло с двух разных точек зрения. Наша гостья public talk – София Перина Миллер – художник с мировым именем, работающий в одиночку во всем мировом пространстве, высказала свое мнение, и мы, как студия и как предприятие, прокомментировали его со своей стороны.
София привлекает компании своей стилистикой, которая соответствует философии выбирающей компании. А мы находимся с другой стороны, мы работаем как разработчики, меняя стиль компании под патронажем заказчика или добавляя в существующий, сложившийся стиль нотки свежести и витальности.
Александра Калошина – выпускница МГУ, аналитик, эксперт текстильной индустрии, основатель Solstudio Textile Group. Преподаватель МГХПА им. С.Г. Строганова, лектор Высшей школы экономики (FCG). Победитель конкурса Ernst &Young «Деловые женщины – 2019», победитель программы «Женщина-лидер» Евразийского Женского Форума. Руководитель проектов, связанных с восстановлением текстильного и орнаментального наследия России. Член жюри международного конкурса Arts Thread (Великобритания).
София Перина-Миллер – русский художник, работающий в Шотландии. Окончила Государственный университет технологии и дизайна с дипломом художника-дизайнера по костюмам, курс Меликовой/Сафроновой. С 1999 года проживает в Великобритании и работает текстильным художником с такими известными фирмами, как Аntrapologie (США), Papyrus (Канада), All artists label (Австралия), St. Vivid (Австралия), а также многими другими. Известна своей акварельной техникой, использующей яркую палитру в обрамлении тонкой черной графики.