С 15 сентября 2024 года в России официально запрещено продавать немаркированную продукцию легкой промышленности. Запрет распространяется на товары, которые были произведены или ввезены в РФ до 1 апреля 2024 года, когда вступили в силу обязательные требования по маркировке товаров легкой промышленности из второй волны. В список попали такие изделия, как экошубы, другая одежда из искусственного меха и фетра. Кроме того, в перечне присутствуют куртки, пальто, плащи, ветровки; мужские, женские и детские костюмы, пиджаки, блузки, рубашки, брюки, шорты, бриджи, юбки, платья, комбинезоны, жилеты, свитеры, шарфы, галстуки, лыжные и спортивные костюмы, а также спецодежда.
О том, как теперь работать с остатками непромаркированной продукции, рассказала в ходе выставки «ИНТЕРТКАНЬ-2024.Осень» в рамках практикума «Маркировка товаров легкой промышленности (остатки) по расширенному перечню товаров» руководитель проекта товарной группы «Обувь/Легпром» ЦРПТ «Честный знак» Ольга Никифорова.
По ее словам, маркировка – это система прослеживаемости. Производители и импортеры заказывают уникальные коды маркировки и наносят их на товары. Далее они подают их в систему ввода кода в оборот, и после этого уже весь этап движения товара записывается в системе.
– То есть импортеру-производителю для того, чтобы передать товар магазину, нужно будет сформировать универсальный придаточный документ, где он указывает сведения о товаре и данные о коде маркировки, подписывает такой документ своей электронной подписью. Дальше он передает товар покупателю, розничные магазины принимают товар, подписывают его уже своей универсальной верифицированной подписью, и после этого товары переводят в собственность магазинов-покупателей. В дальнейшем, уже когда магазины взаимодействуют с розничным магазином, на кассе сканируется Data Matrix-код, и такой код выводится из оборота. У потребителя также есть возможность перед покупкой проверить информацию о товаре, который он приобретает – он может отсканировать его в приложении «Честный знак для потребителя», посмотреть информацию о товаре и на ее основании принять решение о том, стоит ли покупать такую продукцию. Если покупатель заподозрил, что у него в руках контрафактный товар, он может через это же приложение подать жалобу в контрольно-надзорные органы, и уже эти органы осуществят проверку», – рассказала Никифорова.
Что касается дат маркировки, то Ольга Никифорова отметила, что до 1 октября нужно заказать коды для остатков одежды и промаркировать их до 1 ноября. Если все заранее заказанные коды не будут нанесены на товар, то с 1 ноября 2024-го они аннулируются. Далее, с 1 марта 2025 года, начнется обязательная маркировка уже нижнего белья и купальников. Также в списке окажутся носки, чулки, головные уборы, детская одежда, варежки, перчатки.
По словам Ольги Никифоровой, маркировать продукцию должны, в частности, производители. При производстве новых товаров они должны наносить коды маркировки до отгрузки своих товаров с территории производства. Также это должны делать импортеры, которые ввозят товары с территории стран ЕАЭС. Они наносят коды маркировки до пересечения границы РФ. Что касается импортеров, которые ввозят товары из других стран, то они должны промаркировать продукцию до помещения товаров под таможенные процедуры. Есть и комиссионеры, которые принимают товары легпрома для реализации от физических лиц. Они маркируют товары перед тем, как поставить на реализацию.
Ольга Никифорова также напомнила об ответственности за несоблюдение правил маркировки. Так, производство и ввод в оборот, продажа одежды без маркировки для должностного лица грозит штрафом с конфискацией (5000–10 000 рублей), а для юридического лица сумма штрафа может составить до 50 000–100 000 рублей.
Между тем производство и сбыт товаров в большом объеме, а также реализация с поддельным Data Matrix кодом, может привести к штрафу в размере до 300 000 рублей и даже к лишению свободы на срок до 6 лет.