В январе—сентябре выход зарубежных розничных брендов в Россию сократился на 35%, годовые показатели могут оказаться рекордно низкими за последние девять лет. Снижение доходов россиян и общее падение интереса к походам по магазинам не внушает консультантам оптимизма. Впрочем, ритейлеры по всему миру сокращают международную экспансию, указывают эксперты.
С начала года на рынок РФ вышло 11 розничных брендов — это на 35% ниже аналогичного показателя за предыдущий год, говорится в исследовании Knight Frank. До конца года планируется открытие магазинов еще двух новых брендов, но это заметно не улучшит ситуацию. Число новых розничных сетей по итогам года, скорее всего, окажется минимальным с 2011 года, когда в России появились 11 новых марок, ожидают в Knight Frank. В JLL говорят о выходе в страну в этом году 14 новых брендов, падение там оценивают в 36% год к году. В Cushman & Wakefield добавляют, что два бренда (Longchamp и CJ CGV) уже покинули российский рынок с начала года, а сеть Lefties заявила о планах ухода.
Директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Евгения Хакбердиева отмечает, что ситуация со снижением активности выхода новых брендов в Россию на этот раз несильно отличается от мировых трендов: ритейлеры откладывают запуски на новых рынках на фоне текущего кризиса в большинстве развитых стран. В перспективе, по мнению эксперта, это приведет к переосмыслению офлайн-магазинов, где будут появляться зоны для социализации, культурных и развлекательных мероприятий.
«Российский рынок уже достаточно насыщен, а бурное развитие онлайн-торговли позволяет охватывать аудиторию и тестировать без открытия физического магазина»,— констатирует он.
Ситуация на рынке торговой недвижимости продолжает оставаться неопределенной. После резкого обвала весной этого года посещаемость магазинов к концу третьего квартала, по оценкам Knight Frank, достигла 80–85% от докризисных значений. Но уже в начале октября на фоне ухудшения эпидемиологической обстановки ритейлеры снова столкнулись со спадом. Гендиректор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс сомневается, что трафик магазинов в принципе сможет восстановиться в полном объеме: посещаемость торгцентров сокращалась и до пандемии.